Электромобили в России повторяют судьбу гибридов

25.07.2012

Автопроизводитель Nissan представил свой первый массовый электромобиль Nissan Leaf в Москве. Российские продажи пока под вопросом. Эксперты уверены, что в ближайшие 10-20 лет электромобили не будут пользоваться устойчивым спросом у наших соотечественников.

Первые официальные продажи электромобилей в России начались только в июне 2011 года, у аналитиков пока нет данных по объёму продаж. Продаваемый в РФ электромобиль Mitsubishi i-MiEV стоит 1,799 млн рублей.

Как сказала Firstnews представитель пресс-службы компании Рольф (дистрибьютор Mitsubishi в России) Мария Заикина, они изначально  рассчитывали на Москву и Санкт-Петербург как на города с наиболее развитой инфраструктурой.

Также на днях автопроизводитель Nissan официально представил свой первый массовый электромобиль Nissan Leaf в Москве. Но российские продажи пока находятся под вопросом.

Справка

Nissan Leaf продается в США с декабря прошлого года. Этот электромобиль гольф-класса оснащён литий-ионными аккумуляторами высокой ёмкости (24 КВт ч), позволяющими проехать на одной зарядке в стандартном тестовом цикле примерно 160 км (в идеальных условиях с выключенным кондиционером - до 220 км).

Директор по коммуникациям Nissan в России Татьяна Натарова сообщила на пресс-конференции в Москве, если компания увидит интерес потенциальных покупателей к Leaf, то уже через несколько месяцев может объявить о более конкретных планах по продвижению электромобиля в РФ.

По словам Татьяны Натаровой, Россия пока не готова к появлению на дорогах электромобилей, и связано это с отсутствием в стране необходимой инфраструктуры.

Представитель Nissan уточнила, что для вывода подобного продукта на рынок нужна помощь организаций и компаний, заинтересованных в развитии экологически чистого транспорта.

Как считают эксперты Firstnews, ещё одним минусом для распространения электромобилей в России могут быть низкие температуры - в таких условиях срок жизни аккумуляторов и их надёжность становятся ниже.

Главный редактор портала Kolesa.ru Филипп Берёзин сомневается, что в ближайшее время электромобили станут массовыми. Подобный вид транспорта действительно нуждается в соответствующей инфраструктуре. К тому же для российского покупателя экологичность автомобилей никогда не была важной характеристикой при покупке.

Куда более важны цена, размер, престиж, может быть, экономичность. При этом размер выхлопа дизельного двигателя не играет никакой роли,  -сказал Firstnews Филипп Берёзин.

По мнению эксперта, электромобили ничем не дешевле обычных автомобилей, в том числе и в обслуживании, по крайней мере, на российском рынке.

Цена вопроса

Стоимость базового варианта Nissan Leaf в Японии составляет почти $45 тыс. С учётом государственной субсидии на экологически чистый транспорт цена электромобиля уменьшается до $35,6 тыс.

Налоговых льгот владельцы этих машин в реальности не получат. Эти машины, как правило, небольшие, маломощные, на наших дорогах они не конкурентные. Они в мире ещё не стали массовыми. В России, я думаю, в ближайшие 20-30 лет об этом говорить не стоит, - отметил Филипп Берёзин.

Начальник отделения аналитики агентства Автостат Андрей Топтун предполагает, что к массовым электромобилям мы придем примерно через 40 лет. Руководитель автомобильной практики Ernst Young Иван Бончев говорит, что развитие производства электромобилей в России пока неперспективно.

По прогнозам аналитика Инвесткафе Антона Сафонова, доля рынка таким видом транспорта может быть занята не ранее чем через 7-10 лет.

Сейчас становятся все более популярны автомобили с гибридным двигателем, хотя их доля в общем объеме продаж пока ничтожна. Скорее всего, такая же динамика будет и у электромобилей, - сказал Firstnews Антон Сафонов.

Филипп Берёзин отмечает тот факт, что гибриды в России так или иначе покупают. Впрочем, отечественный потребитель пока не понимает, в чём выигрывает: расходы на топливо компенсируются стоимостью машины и технического обслуживания, сказал он.

Потенциальные потребители тревожатся за величину пробега электромобилей

До 37% респондентов в развитых странах готовы рассмотреть покупку электромобиля. Экономия топлива является наиболее важным фактором при приобретении электромобилей. Экология интересует респондентов меньше. Потенциальные потребители больше всего тревожатся за величину пробега. 60% опрошенных считают, что пробег на одной подзарядке менее чем в 100 км является неприемлемым. При этом, только 2% респондентов ездят более 100 км в сутки.



Источник: Ernst Young, 2010 год. Регионы исследования США, Европа, Япония, Китай.